Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества На главную | Карта сайта | Контакты
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Сегодня: 23 Июля 2017
www.mcbs.ru - содействие развитию библиотечного сотрудничества
 

Концепция Программы

 

Скачать полный текст Концепции (pdf, 285 KB)

 

Скачать краткое изложение Концепции (pdf, 140 KB)

 
   
 
 
Краткое изложение Концепции Национальной программы поддержки и развития чтения
 
 
Актуальность разработки и реализации программы обусловлена необходимостью сохранить достойное место России и её граждан в процессах глобализации, осуществляя модернизацию и упорядочение информационного поля в стране. В первую очередь это относится к обмену письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтению, которое продолжает играть в культуре лидирующую роль. Проблема поддержки и развития чтения рассматривается в широком информационном и социокультурном контексте.
 
 
Проблема в этой области состоит в том, что при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения для:
  • повышения и поддержания культурной компетентности граждан на уровне, необходимом для их успешной адаптации в сложных условиях динамично трансформирующегося российского общества;
  • принятия компетентных решений на уровне государства,  муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;
  • формирования и развития интеллектуальной элиты, которая способствует поддержанию и повышению общего культурного уровня в стране;
  • повышения качества культурной активности граждан;
  • повышения культурного статуса страны в мире
 
 
Количество читающей публики уменьшается, а качество чтения снижается.
 
 
Это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации членов общества, к снижению уровня их профессиональной и общекультурной компетентности, что, в свою очередь, ведёт  к накоплению в обществе нерешенных проблем, к росту социальных напряжений и конфликтов.
 
Рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной, читательской культуре и стимулировать планомерное и логически последовательное формирование и осуществление соответствующей эффективной государственной политики.
 
Такая программа должна представлять собой систему широкомасштабных мероприятий, последовательно реализуемых на каждом из этапов ее воплощения в жизнь в каждом из регионов страны.
 
 
 
Цели реализации программы и её общие положения
 
 
Цели разработки и реализации национальной программы поддержки и развития чтения могут быть сформулированы как повышение культурной компетентности членов общества за счёт:
  • интенсификации процессов чтения и повышения его престижа в обществе;
  • повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы.
                                      
 
Для достижения этих целей необходимы:
  • упорядочение социокультурного пространства чтения - образовательной, просветительской, издательской, популяризаторской, библиотечной,  распространительской и рекламной деятельности;
  • рационализация институциональных структур (органов власти,  библиотек,  ответственных за производство, пропаганду и распространение печатных и электронных публикаций, за интенсификацию и повышение престижа чтения в обществе);
  • создание активной, эффективно функционирующей институциональной инфраструктуры по продвижению, поддержке и развитию чтения.
 
 
 Мероприятия программы   дифференцируются  по типам:
  •  регионов: продвинутые; имеющие зоны роста; имеющие точки роста; депрессивные;
  • поселений (мегаполис, крупный город, средний город, малый город, село);
  • институтов (по функциям в отношении чтения): образовательные учреждения, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения, издательства, каналы распространения печатной продукции, в т.ч. Интернет, общественные организации;
  • читающей публики (знатоки, любители, проявляющие интерес, читающие от случая к случаю, не читающие);
  • информации, представляемой печатными изданиями и Интернет (образовательная,  просветительская,  развлекательная);
  • каналов распространения информации (специальная и художественная литература – книги, журналы; массовая печать; Интернет).
 
 
По отношению к каждому из выделенных направлений необходимо конкретизировать проблемную ситуацию:
 
А) регионы: по каждому из типов выделить причины снижения и сохранения читательских интересов и возможностей. Определить факторы и механизмы, обусловливающие эти процессы.
Б) институты: по каждому из типов внутри каждого типа регионов выявить причины успехов и неудач в их функционировании;
В) профессионалы: по каждому из типов профессий внутри каждого типа регионов выделить факторы, способствующие и препятствующие эффективной работе;
Г) читатели: по каждой группе внутри каждого типа регионов выявить преимущественные интересы; место печатных изданий среди других источников информации; помехи удовлетворению читательских интересов.
 
По каждому из выделенных направлений дифференциации программы необходимо разработать совокупность мер, направленных на решение проблем институциональными средствами.
 
 
 
Методы реализации программы
 
А) диагностика состояния социокультурного пространства чтения, под которым понимается совокупность существующих институциональных структур; наличная информация, которой могут располагать читатели (предложение); группы читателей и их дифференциальные интересы (спрос); диагноз осуществляется как соотнесение спроса и предложения и выявление причин расхождения между ними;
Б) социальный эксперимент, предполагающий целенаправленные контролируемые изменения работы соответствующих институтов, отобранных так, чтобы наиболее полно представлять каждое из ранее выделенных дифференциальных направлений;
В) мониторинг результатов эксперимента и последующей расширенной реализации программы;
Г) оценка социальной и экономической эффективности реализации программы;
Д) социокультурное проектирование на базе существующих институциональных структур.
 
 
 
Средства реализации программы
 
1.      В отношении читателей:
  • изучение читательских интересов и уровня читательской компетентности различных социокультурных групп и слоев;
  • работа с различными группами читателей на базе образовательных учреждений, библиотек, литературных музеев, книжных магазинов, клубов и др. при поддержке СМИ.

 2.      В отношении институтов, связанных с социокультурным пространством чтения:

  • разработка рекомендаций по кругу чтения для разных социокультурных групп читателей;
  • изменение учебных программ в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности;
  • разработка специальных программ для образовательных и  просветительских учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности (школ, колледжей, библиотек, литературных музеев и т.д.);
  • выявление успешных образцов работы с читателями в библиотеках и других типах просветительских учреждений и возможностей их распространения;
  • организация государственных заказов на издание специальной, художественной, популярной литературы;
  • создание и продвижение массового периодического издания типа «круг чтения», «литературные новинки» и т.п.
 3.      В отношении разработки и корректировки государственной программы:
  • конкурсы на наиболее продуктивные идеи по активизации чтения;
  • конкурсы на самые эффективные образцы реализации государственной программы;
  • мониторинг, выявление и распространение эталонных образцов решения программных задач по каждому из выделенных направлений;
  • поощрение лучших исполнителей программ.
 4.      Подготовка, переподготовка, повышение квалификации тех, кто несет ответственность за активизацию чтения:
  • переподготовка воспитателей детских учреждений, преподавателей общеобразовательных школ, работников библиотек;
  • подготовка и повышение квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин не только в гуманитарных и социальнонаучных, но и в технических и естественнонаучных вузах и факультетах;
  • организация специальных образовательных и просветительских курсов для родителей;
  • работа с региональными и муниципальными администрациями, в первую очередь, с органами образования и культуры, направленная на расширение образовательных программ, связанных с чтением.
 5.      Пропаганда чтения:
  • повышение престижа чтения с использованием PR-технологий в СМИ (TV, радио, пресса, Интернет, реклама);
  • наружная (растяжки, билборды, плакаты) и наглядная (внутри учреждений) агитация ( плакаты, листовки, закладки, посвященные чтению и книгам);
  • широкая презентация в СМИ и Интернете книг и литературных событий;
  • создание механизмов оперативного реагирования на изменение ситуации в области чтения;
  • проведение специальных мероприятий (фестивали книги и чтения).
 
 
Реализация программы по этапам
 
 
Первый этап – антикризисный.
 
 
Цели первого этапа реализации программы:
  • разработка и реализация пилотных проектов;
  • мониторинг и анализ результатов реализации пилотных проектов;
  • выявление позитивных и негативных результатов и определение возможностей усиления первых и нейтрализации вторых;
  • целенаправленное усиление наличных и формирование новых точек роста книжной и читательской культуры.
 
 
Второй этап – стабилизационный. На этом этапе происходит распространение полученных на первом этапе позитивных результатов в регионы и учреждения, подготовленные к этому за счет широкого информирования членов общества о ходе и результатах реализации первой ступени программы.
 
 
Цели второго этапа реализации программы:
  • внедрение инноваций в готовые к ним учреждения;
  • мониторинг и анализ результатов целенаправленных нововведений;
  • выявление позитивных и негативных последствий нововведений и определение возможностей усиления первых и нейтрализации вторых;
  • увеличение количества точек роста книжной культуры;
  • превращение точек роста в зоны роста социокультурного пространства чтения.
 
 
Третий этап – нормирующий. На этом этапе происходит разработка нормативных документов в отношении издания, распространения, хранения печатной информации, обеспечения условий для активизации чтения в стране.
 
 
Цели третьего этапа реализации программы:
  • правовое закрепление точек и зон роста социокультурного пространства чтения;
  • создание механизмов воспроизведения и развития уровня книжной культуры, соответствующего современным внешним и внутренним сложным и динамичным социокультурным условиям.

 

Для реализации национальной программы поддержки и развития чтения в обществе есть необходимые условия:

  • существуют институциональные структуры, предназначенные для хранения и распространения печатной продукции и письменных документов (образовательные и научные учреждения, библиотеки и другие культурно-просветительские архивы, организации, издательские и распространительские организации);
  • имеется в наличии огромный объем социально значимой информации, который в упорядоченном виде хранится в рамках этих структур;
  • в стране активно работают профессиональные литераторы – журналисты, писатели, переводчики, литературные критики, литературоведы – и их общественные объединения;
  • целый ряд государственных и частных издательств регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;
  • специализированные магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности в приобретении нужной им печатной продукции;
  • регулярно проводятся книжные ярмарки, выставки-продажи;
  • в стране есть публика, ориентированная на чтение серьезной литературы - профессиональной и художественной; есть также общественные объединения книголюбов и самодеятельных литераторов.
                                      
 
Разработка и реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет систематическим образом объединить все эти ныне слабо связанные между собой ресурсы в рамки единой государственной политики в области чтения.