Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/mcbs/mcbs.ru/docs/sms3.5/common/classes/stat.class.php on line 509

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/mcbs/mcbs.ru/docs/sms3.5/common/classes/stat.class.php:509) in /home/mcbs/mcbs.ru/docs/sms3.5/site/modules/stat/stat_log_session.php on line 35
MCBS - Медиацентры
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества На главную | Карта сайта | Контакты
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Сегодня: 19 Марта 2024
www.mcbs.ru - содействие развитию библиотечного сотрудничества
 

Медиацентры

Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек России
 
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества при финансовой поддержке ОАО РАО «ЕЭС России» инициировал пилотный проект «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек России».
 
Сроки реализации проекта: май – декабрь 2007 года

 
Цель проекта:
  • содействие формированию современного всесторонне образованного и информационно грамотного поколения детей и юношества путем обеспечения свободного доступа ко всем видам знания (информации), необходимого для социального, профессионального и личностного становления;
  • обучение навыкам поиска, систематизации, анализа нужной информации и работе с современными информационными технологиями;
  • привитие культуры межличностного и межнационального общения путем использования исключительных возможностей публичных библиотек, специализирующихся на работе с детьми и юношеством.
Данная цель полностью согласуется с положениями Послания Президента России В.В. Путина к Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года, в котором он уделил большое внимание необходимости развития культуры и, в том числе, библиотек, с задачами Национального проекта «Образование», Федеральной целевой программой «Сохранение и развитие культуры в Российской Федерации». Успешная реализация проекта может дать старт формированию и реализации Национальной программы «Модернизация детских и детско-юношеских библиотек в России» и фактически является таким стартом.
 
Проблемная ситуация
 
В настоящее время значительная часть населения России, особенно в регионах, удаленных от интеллектуальных центров страны, слабо адаптирована к жизни в открытом демократическом обществе с рыночной экономикой. Его мировоззрение сформировано на основе традиционных, часто весьма архаичных, представлений, ценностей и норм, имеет искажённую картину мира, ценностные и поведенческие стереотипы и установки, лишено доступа к источникам современных знаний и представлений о мире, реальных проблемах российского общества. Негативные результаты этого более всего сказываются на подрастающем поколении, которое в ближайшем будущем составит кадровую основу экономического, социального, культурного развития России.
 
Одним из условий модернизации российского общества является изменение информационной среды. В эпоху информационного общества чрезвычайно важную роль играет общедоступная публичная библиотека. Именно она является гарантом свободного доступа к информации различных социально-возрастных слоев населения, в том числе детей и юношества.
 
Усилия по модернизации детских и детско-юношеских публичных библиотек необходимо наращивать, объединяя ресурсы государства, гражданского общества и бизнеса. Накопленный реальный опыт осуществления проектов модернизации российских публичных библиотек показывает, что современно выглядящая детская библиотека, оснащённая новой техникой, использующая новые информационно-коммуникационные технологии и ориентированная на обслуживание информационно-познавательных потребностей, становится центром притяжения для детей и юношества – в отличие от традиционной «советской» библиотеки, ориентированной, в основном, на культурно-массовую работу.
 
Современная библиотека для детей и юношества является надежным помощником и ресурсным центром для образовательных учреждений, выступает позитивной альтернативой социально вредным увлечениям (наркомании, алкоголизма, бродяжничества и т.д.), а также коммерчески ориентированным компьютерным и игровым клубам и Интернет-кафе. Одновременно такая библиотека для детей и юношества становится основным помощником школ и др. учебных заведений в организации внеклассной системы обучения, системы дополнительного образования детей, оказанию ресурсной поддержки учебному процессу.
 
Такая библиотека особенно важна для детей и подростков из неполных, многодетных и неблагополучных семей, для которых другие каналы доступа к информационным ресурсам и технологиям малодоступны. Наличие в городе современной публичной библиотеки для детей и юношества является также одной из основных предпосылок социально-экономического проектирования развития города и важным предусловием успешности инвестирования в его развитие.
 
 
Описание проекта
 
Данный проект является логическим развитием аналогичных проектов создания компьютерных библиотек для детей и юношества, создания модельных публичных библиотек в сельских районах, получивших широкое общественное признание, имеющих множество последователей в различных регионах России.
 
Для того чтобы начать преодолевать существующее положение вещей, предлагается пилотный проект создания шести общедоступных информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских публичных библиотек, расположенных в крупных и средних городах 2 субъектах Российской Федерации (по 3 в каждом регионе).
 
Медиацентр (от англ. media – посредник, носитель, средство) – это новое структурное подразделение библиотеки, в котором сосредоточено собрание документов на различных носителях информации (книги, аудио и видео материалы, CD, DVD, ресурсы Интернета) с соответствующей технологической базой, формами работы с пользователями.
В качестве базовых регионов для реализации пилотного проекта предложены Ставропольский край и Ивановская область. В каждом из регионов проект осуществляется на базе трех библиотек.
 
В Ставропольском крае: на базе районной детской библиотеки Изобильненского района, детской городской библиотеки г. Невинномысска, Ставропольской краевой детской библиотеки им. А.Е. Екимцева.
 
В Ивановской области: на базе Комсомольской районной детской библиотеки, Шуйской городской детской библиотеки, Ивановской областной библиотеки для детей и юношества.

Концепция проекта базируется на следующих положениях:
  • библиотека для детей и юношества – это универсальное полифункциональное информационное, культурное, образовательное, просветительское учреждение, выполняющее также воспитательные задачи. Это должно находить отражение в содержании фондов библиотеки, видах носителей (печатные, электронные, аудиовизуальные), формах работы, рассчитанных на детское и подростковое восприятие. В то же время в каждой из таких библиотек могут быть специализированные фонды, отражающие наиболее актуальные для будущего развития ребенка направления, такие, как: экология, право, образование и профориентация, компьютерные технологии, искусство, краеведение;
  • библиотека для детей и юношества является для ребенка, подростка и юноши своего рода «окном в мировое информационное пространство». Наличие в библиотеке выхода в Интернет, компьютерные, аудио- и визуальные технологии добавляют к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения формирования у ребенка целостной картины мира. В каждом информационно-образовательном медиацентре создаются технические и ресурсные комплексы «Образование», «Информация», «Творчество»;
  • именно библиотека для детей и юношества является держателем информационных ресурсов в поддержку учебного процесса в школах, средних и высших учебных заведениях и местом, где учащиеся получают информацию для подготовки домашних заданий и обучаются навыкам работы с информацией;
  • именно библиотека для детей и юношества призвана формировать навыки чтения, культуру восприятия художественных текстов, противостоять функциональной неграмотности, которая все более и более проникает в нашу среду.
     
Проект предполагает следующие виды работ:
  • Поставка в библиотеки для детей и юношества базового комплекта новейшей литературы для детей (включая справочники и энциклопедии), комплектов информационных ресурсов на лицензионных электронных (CD-ROM и DVD) и аудиовизуальных носителях энциклопедического, справочного, образовательного, просветительского, познавательного профиля, а также детской киноклассики на видео и DVD, мировой музыкальной классики.
  • Поставку в библиотеки и наладку базового комплекта технических средств и оборудования для организации на базе детской библиотеки:
– детско-юношеского технического комплекса «Образование» (телевизор, видеомагнитофон с DVD, музыкальный центр, мультимедийный проектор с экраном);
– детско-юношеского компьютерного комплекса «Информация» (2 компьютера с ЖК мониторами и устройствами воспроизведения и записи CD-ROM/DVD, устройство бесперебойного питания, лазерный принтер, модем, комплект расходных материалов, лицензионное программное обеспечение);
– детско-юношеского компьютерного комплекса «Творчество» (мультимедийный компьютер с ЖК монитором, устройство бесперебойного питания, копировальный аппарат, сканер, комплект расходных материалов, лицензионное программное обеспечение).
  • Обеспечение доступа в Интернет, годичная оплата канала связи и трафика;
  • Проведение обучающей стажировки в Москве для заведующих библиотек и руководителей медиацентров, посвященной концептуальным и практическим вопросам реализации проекта.
  • Разработку сайтов детских библиотек-участников проекта, размещение сайтов на третьем уровне общероссийского библиотечного портала «Library.ru».
  • Организацию межрегиональной корпоративной виртуальной справочно-информационной службы детских библиотек «Спроси библиотекаря».
  • Проведение обучения библиотечных специалистов технологии ведения региональных сайтов медиацентров и работе в качестве регионального оператора
  • Организацию технической, организационной и методической поддержки проекта в течение года.
  • Создание Интернет-представительства проекта на информационно-справочном портале «Library.ru».
  • Обеспечение информационной поддержки проекта в местных СМИ.
  • Обобщение и распространение в регионах России опыта создания общедоступных информационно-образовательных медиацентров на базе библиотек для детей и юношества.
  • Привлечение региональных, районных и местных властей к осуществлению ремонта библиотечных помещений, прежде всего, предназначенных для организации там медиацентров, приобретению библиотечного и выставочного оборудования, обеспечению библиотек дополнительными квалифицированными кадрами, дальнейшей (по окончании проекта) оплате расходов по обеспечению доступа в Интернет, организации подписки на периодические издания, оказанию технической поддержки и пр.
      

Место реализации проекта: 6 детских и детско-юношеских публичных библиотек, расположенных в 2 субъектах РФ, отобранных органами управления культурой субъекта РФ совместно с региональными библиотеками – методическими центрами и местными властями по заданным критериям. Проект ориентирован в основном на читателей в возрасте 6–16 лет.

Софинасирование проекта осуществят региональные и местные власти (оплата ремонта помещений библиотек, дополнительной подписки библиотек на периодические изданий, доставка техники и оборудования из областного центра в города, приобретение познавательных и развивающих настольных игр, приобретение дополнительного оборудования и мебели, обеспечение сохранности материальных ценностей, полученных по проекту, обеспечение введения дополнительных штатных единиц.

Организационную, методическую и научную поддержку проекту окажут Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российская государственная детская библиотека, администрации субъектов Российской Федерации и центральные детские библиотеки субъектов РФ, являющиеся региональными методическими центрами.
 
Некоторые требования, предъявляемые к библиотекам для участия в проекте:
 
  • Библиотека должна находиться в крупном городе с населением свыше 20 тысяч человек.
  • Библиотека должна быть психологически и профессионально готова к модернизации.
  • Центральные региональные детские (детско-юношеские) библиотеки, являющиеся региональными соисполнителями проекта, должны иметь определенный опыт работы с современными компьютерными и интернет-технологиями.
  • Местные и региональные власти должны проявлять желание оказать поддержку (в т.ч. обеспечить софинансирование) проекту модернизации библиотеки.
  • Принципиально важным должен быть такой подход, при котором участие в проекте руководства и специалистов региональной библиотеки и регионального органа управления культурой воспринимается не как дополнительная и тягостная «нагрузка», а как возможность внесения личного профессионального вклада в качественное изменение уровня жизни подрастающего поколения.
  • В составе персонала детской библиотеки необходимо иметь 1 – 2 сотрудников, базовая профессиональная подготовка и возраст которых позволяют им освоить основы работы с техническими средствами и современными информационными ресурсами. Желательно, чтобы у сотрудника был определенный опыт работы в данной библиотеке, коммуникабельность и готовность к обучению. Чрезвычайно важно, чтобы эти сотрудники проявляли личный интерес к возможности перехода к работе в новых условиях и принимали участие во всех стадиях осуществления проекта исключительно на добровольных началах.
  • Библиотека должны иметь устойчивое электроснабжение 220В/50Гц и отлаженную систему послеаварийного восстановления электропитания, компьютеры, устанавливаемые в библиотеках, снабжены источниками бесперебойного электропитания (ИБП), позволяющими обеспечить автономную работу компьютеров в условиях нестабильного питания в течение 15 – 30 мин. и возможность выхода из программ без потери данных при длительном отключении электропитания. Крайне желательно иметь отдельный ИБП для питания модема и обеспечения защиты его как по питающей сети, так и по информационному каналу связи.) В помещении библиотеки желательно иметь возможность обеспечения подключения дополнительной нагрузки в пределах 1,5–2 кВт (при подключении всех поставляемых по проекту технических средств и приборов освещения одновременно). Это означает, что электропроводка в помещении библиотеки должна быть выполнена специалистом с соблюдением всех правил прокладки электропроводки, используемый провод (желательно медным многожильным) - достаточно большого сечения. Желательно наличие нескольких розеток по периметру помещения библиотеки для подключения технических средств и организация внешней проводки в коробах.
  • Помещение библиотеки и ее оборудование должно иметь возможность размещения поставляемой техники и фондов, на отдельных столах и стеллажах.
  • Необходимо наличие у библиотеки хотя бы одного телефонного номера и технической возможности осуществления при необходимости регулярной устойчивой связи в процессе осуществления проекта с сотрудниками библиотеки–регионального соисполнителя проекта.
 
Основные функции библиотеки–регионального соисполнителя
 
В функции регионального соисполнителя входят, прежде всего, организационные работы по реализации проекта. Очень важным является содействие привлечению местной администрации (как региональной – краевой, областной – так и администрации на уровне районов) к планированию и осуществлению ответных мероприятий по осуществлению проекта. В частности, необходимо как минимум привлечение местных властей для проведения ремонта помещений, занимаемых библиотекой, установке необходимых охранных средств, приобретение недостающей для нормального функционирования библиотеки мебели и предметов интерьера, выделения средств для организации дополнительной подписки.
 
При этом чрезвычайно важно, чтобы представителями власти эта акция не воспринималась как разовая. С самого начала власти должны быть поставлены в такие условия, при которых дальнейшая поддержка созданных, в том числе и при ее участии медиацентры в составе детских и детско-юношеских библиотек стали бы для нее своего рода «знаменем», символом того, чем власть может постоянно гордиться, и одновременно тем, что нужно постоянно поддерживать, в том числе и материально. Кроме вышеизложенного, в функции регионального соисполнителя проекта входит содействие освещению работ по проекту в местных СМИ.
 
Необходимо наличие в распоряжении ответственных по реализации проекта необходимых средств связи (телефон с возможностью выхода на междугороднюю связь, факс, и обязательно ежедневно просматриваемая электронная почта).
 
Ответственными по реализации проекта должно быть организовано предоставление документов, подтверждающих поступление книжных, электронных, аудио и видео фондов, а также компьютерной и офисной техники и постановку их на баланс непосредственно в детских библиотеках-участницах проекта.
 
Необходимо наличие в структуре библиотеки – регионального соисполнителя подразделения и/или специалистов, готовых выполнить весь объем работ по созданию в детских библиотеках-участницах проекта необходимой инфраструктуры для установки и подключения технических средств, поставляемых в эти библиотеки по проекту.
 
Целесообразно создание на базе такого подразделения временного коллектива (с привлечением, при необходимости, других специалистов), в функции которого входит руководство работами по организации в помещении детских библиотек необходимых условий для установки и нормальной работы поставляемых технических средств, включая:
  • контроль за наличием или проведением безопасной и эргономичной электропроводки, учитывающей реальную конфигурацию технических средств в конкретных условиях той или иной библиотеки;
  • обеспечение и контроль за оптимальным расположением подводки телефонной линии для подключения к Интернет;
  • содействие доставке технических средств в детские библиотеки-участницы проекта;
  • установка и подключение технических средств, проверка их работоспособности, выявление возможных неисправностей;
  • помощь в сборке поставляемой компьютерной мебели;
  • настройка технических средств (при необходимости);
  • организация минилокальной сети компьютеров с возможностью совместного использования модема и принтера с каждого из рабочих мест;
  • установка программных средств антивирусного контроля, осуществление текущего обновления;
  • демонстрация методики получения текущих обновлений через Интернет;
  • заключение договоров на подключение к Интернет с единовременной оплатой абонентской платы год вперед;
  • отработка и реализация системы осуществления гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств в региональных сервис-центрах;
  • проработка системы осуществления оперативных консультаций библиотекарей по вопросам, связанным с эксплуатацией компьютерной техники и программных средств (необходима оценка возможности привлечения к этой деятельности специалистов районных библиотек, специалистов технических служб, работающих непосредственно в городе, грамотных пользователей из состава библиотечного актива, преподавателей информатики и/или других технических дисциплин в школах города и т.д.);
  • проработка вариантов организации технического сопровождения технических средств;
  • отработка рекомендаций по оптимальной системе поставки расходных материалов для принтера и копира по мере исчерпания поставляемых в комплекте с техникой картриджей, порошка и офисной бумаги.
     
Особенности комплектования электронными, аудио и видеоизданиями
 
Профиль комплектования электронными, аудио и видеоизданиями должен учитывать реальные потребности пользователей библиотек для детей и юношества. Но прежде всего принципиально важно, чтобы абсолютно все поставляемые электронные, аудио и видео издания были лицензионно чистыми. Категорически недопустимо наличие в библиотеке пиратских дисков.
 
Что касается контента электронных изданий, то здесь особое внимание должно быть обращено на издания справочного, энциклопедического, обучающего, просветительского, познавательного и образовательного характера, а также на издания по истории отечественного и зарубежного искусства, истории религии.
 
В частности, в фонде библиотеки предполагается наличие:
  • мультимедийных энциклопедий, как универсальных, так и по различным отраслям знаний, а также справочников и словарей;
  • обучающих дисков по отдельным предметам школьной программы, позволяющих как восполнить возможные в пробелы в преподавании, так и самостоятельно освоить материал на уровне, необходимом для поступления в вуз с учетом требований Единого государственного экзамена;
  • мультимедийных изданий по истории России, культуре народов России, истории искусства России;
  • мультимедийных изданий о творчестве классиков русской литературы, искусства и культуры;
  • мультимедийных изданий по истории культуры и искусства стран и народов мира;
  • мультимедийных изданий по отечественному и зарубежному искусству, знаменитым музеям России и зарубежных стран;
  • электронных изданий по истории религии, включая тексты священных книг Православия и Ислама, в т.ч. адаптированные для детей;
  • электронных книг с собраниями сочинений классиков русской и зарубежной литературы;
  • электронных книг с альбомами знаменитых русских и зарубежных художников;
  • познавательных мультимедийных изданий для детей и юношества;
  • обучающих дисков по иностранным языкам, прежде всего, английскому, немецкому, французскому с учетом реально преподаваемых в местных школах языков;
  • обучающих дисков по компьютерным технологиям, позволяющих самостоятельно освоить не только основы компьютерной грамотности, но и научиться работать с основными программными продуктами.
 
Предполагается предоставление библиотекам большого фонда т.н. «Говорящих книг», включающих произведения классической русской и зарубежной литературы, детской классики. Часть этих изданий может предоставлять пользователю возможность не только слушать то или иное литературное произведение, но и синхронно читать текст этого произведения. При необходимости можно устанавливать режим комфортного чтения, с выделением фрагмента читаемого текста крупным шрифтом в режиме бегущей строки. Кроме того, в распоряжении библиотек должен быть предоставлен фонд видеоизданий для детей, включая лучшие образцы отечественной и зарубежной детской киноклассики, а также фонд музыкальной отечественной и зарубежной классики.
 
 
Необходимые замечания по поставляемому программному обеспечению
 
Как правило, поставляемые компьютеры имеют предустановленную операционную систему либо MS DOS, либо свободно распространяемую систему Linux. В этой связи должна быть обеспечена дополнительная поставка для всех компьютеров операционной системы MS Windows XP или MS Windows Vista. Из офисного программного обеспечения в детских библиотеках представляется необходимым иметь пакет MS Office XP, включающий как минимум набор программ MS Word, MS Excel, MS Power Point и MS Outlook, необходимых для использования в детской библиотеке практически с момента появления в ней персональных компьютеров и периферии.
 
Наличие в комплекте поставляемого в детские библиотеки оборудования сканера делает актуальным включение в состав необходимого программного обеспечения также и программу распознавания текcтов ABBYY Fine Reader. Безусловно, все поставляемое программное обеспечение должно сопровождаться лицензиями на его использование.
 
 
Перспективы продолжения проекта
 
Опыт реализации проекта будет широко освещен в массовой и профессиональной печати, в Интернет. Предполагается, что опыт, накопленный в ходе реализации проекта, позволит на следующем этапе расширить круг такого рода библиотек, позитивно повлияет на отношение региональных и местных органов власти к судьбе детских библиотек в субъектах РФ. Все это позволит не только сформировать концепцию дальнейшего развития и деятельности библиотек для детей и юношества России в условиях информационного общества, обозначить их место и роль в информационной структуре современного общества, но и подкрепить принимаемые решения анализом опыта создания и функционирования проектируемых информационно-образовательных медиацентров на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек.
 
Как показывает, в частности, недавний 4-летний опыт создания модельных сельских библиотек, удачно реализованные проекты привлекают к себе внимание как федеральных, так и региональных и муниципальных властей, настраивая их на активное участие в их осуществлении, на разработку собственных аналогичных проектов. 
 
 
 
17.12.2007
В Ивановской области состоялось открытие пилотных медиацентров
4 декабря 2007 г. в Ивановской области состоялось открытие двух пилотных медиацентров: в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества и Детской библиотеке г. Шуи. Во второй половине декабря пройдет презентация третьего медиацентра, созданного в рамках проекта в Ивановской области, - в Комсомольской межпоселенческой районной библиотеке. Участники церемонии открытия медиацентра в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества познакомились с этапами реализации проекта в Ивановской области, им были продемонстрированы возможности нового информационно-образовательного медиацентра, значимые для дальнейшего развития библиотек и для расширения доступа широких слоев населения к информации. На церемонии открытия медиацентров авторам, спонсорам и руководителям проекта были вручены ценные подарки и благодарственные письма руководства Ивановской области и города Шуи.
30.07.2007
Учебный семинар «Создание и развитие информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских библиотек
C 24 по 29 июня в Москве прошел учебный семинар «Создание и развитие информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских библиотек». Мероприятие проводилось в рамках одноименного проекта, инициированного Межрегиональной общественной организацией «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества» и осуществляемого при финансовой поддержке РАО «ЕЭС России». На семинар прибыли представители 6 публичных детских библиотек, участвующих в проекте, из Ивановской области и Ставропольского края. Участники семинара детально ознакомились с концепцией создания информационно-образовательных медиацентров и технологией реализации проекта. В частности, были проанализированы вопросы, связанные с поставкой в библиотеки компьютерной техники, программного обеспечения, подключением к интернету. Обсуждена методика разработки будущих библиотечных сайтов, вниманию участников проекта представлен предварительный вариант их структуры.
12.05.2007
Открытие медиацентра в Ставропольской краевой детской библиотеке
27 ноября 2007 г. в рамках заседания Координационного совета по проблемам информатизации детских библиотек России состоялось торжественное открытие информационно-образовательного медиацентра в Ставропольской краевой детской библиотеке им. А.Е. Екимцева. Такие же медиацентры на Ставрополье начали работу еще в двух библиотеках: центральной районной библиотеке Изобильненского муниципального района и центральной детской библиотеке города Невинномысска. Каждая библиотека-участница проекта получила комплекты современного компьютерного оборудования, аудио-, видео- и оргтехники, а также около двух тысяч экземпляров информационных материалов (книги, CD, DVD). Две муниципальные библиотеки подключены к Интернету, проведено обучение специалистов, в библиотеках созданы локальные компьютерные сети, организована новая межрегиональная корпоративная виртуальная информационно-справочная служба. Реализация проекта предусматривает деятельность медиацентров по трем основным направлениям: «Образование», «Информация», «Творчество». Пользователями медиацентра могут стать как дети, подростки, студенты, так и учителя, воспитатели, родители.
 
пнвтсрчтптсбвс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
Все медиацентры