О Национальной программе поддержки развития чтения (2006)
В Национальной программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия как переходное общество сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, развития информационного общества. В Программе сформулированы цели, задачи и основные направления, определены методы, средства и этапы ее реализации.
Программа разработана по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза объединенной рабочей группой Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и ООО "Стратегика" в 2006 году.
Национальная программа поддержки и развития чтения разработана в 2006 году по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза объединенной рабочей группой Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (МЦБС) и ООО "Стратегика".
24 ноября 2006 года на Санкт-Петербургском книжном салоне Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский и Председатель Российского книжного союза С. В. Степашин подписали текст Национальной программы поддержки и развития чтения. Разработка Национальной программы поддержки и развития чтения велась в России на протяжении всего 2006 года, и в этот процесс были вовлечены многие ведущие российские эксперты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли.
Зачем России, создавшей великую художественную литературу, нужна программа поддержки и развития чтения?
Принятие и реализация Национальной программы поддержки и развития чтения диктуются острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры.
Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% в 1991 г. до 28% в 2005 г.. Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Выбор и профессиональной и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде. Причем это касается не только субъектов РФ, таких как Краснодар или Сочи, но и центрального региона России.
Всё это свидетельствует о том, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Это очень опасно, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания профессионального и любого другого жизненно важного знания, ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, понимаемой не только как искусство и литература, а как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, образа жизни, основных прав человека, системы ценностей, традиций, мировоззрения, образования, характеризующих общество.
От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.
Чтение как мировая и как российская проблема
Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
Однако характер целей, объём и содержание задач, набор вовлекаемых в решение этих задач институтов и используемых ими средств в разных странах отнюдь не одинаковы, потому что различны как острота самих проблем и порождающие их факторы, так и целевые группы населения, на которые эти программы направлены и которые по тем или иным причинам должны быть приобщены к регулярному чтению.
В российской Программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми именно Россия, находящаяся в переходном состоянии, сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе.
Только в ходе разработки Программы стало окончательно ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема поддержки и развития чтения в нашей стране. Потребность в чтении, проблемы доступности и понимания текстов, распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры, образования – всё здесь тесно переплетено и взаимообусловлено, всё важное, всё – главное.
Один только пример. Поначалу многие (особенно работники детских библиотек и школьные учителя) считали, что главная проблема – дети, и прежде всего важно детей не упустить, потому что дети – наше будущее. Но оказалось, что это типичное российское заблуждение. Не дети определяют наше будущее, а мы, нынешнее взрослое работающее поколение. Именно мы сегодняшними своими действиями творим будущее и наших детей, и наше собственное. И если сегодняшних родителей и учителей не вовлекать в чтение, то нечитающие взрослые читать детей не приучат. Если родители твердят детям, что важно читать, но сами при этом не читают, результат оказывается нулевым – дети этому не верят.
Россия сейчас издает колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом сходит на нет и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения, и от многого другого. Поэтому в России должен быть создан такой общественный климат и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать и обеспечивали им доступность любых современных изданий – и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Должны быть институты и учреждения, в обязанности которых официально вменены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены соответствующим методам и технологиям. Пока же у нас никто ответственности за поддержку чтения не несёт, а соответствующих специалистов недостаточно. Огромная роль в Программе отводится не только библиотекам и школам, но и СМИ, особенно телевидению и радио. Именно на них надежда в том, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, а не читать – стыдно. Не читать - значит обкрадывать себя.
Надо хорошо представлять, в какое время и в какой именно стране эта программа будет осуществляться. Мы ведь - не богатая Америка. В отличие от нас, в Америке нет вытесненной на обочину интеллигенции, нет проблем с комплектованием библиотек, с книжными магазинами, с доступностью новых изданий, с Интернетом; хотя там есть 10-15 процентов населения (эмигрантского и негритянского), вообще не умеющего ни читать, ни писать. В отличие, например, от Финляндия или Сингапура, Россия - невероятно разнородная и расслоённая страна. Российская цивилизация - это симбиоз цивилизаций 21- го века, 20-го, 19-го, и даже 18-го, что проявляется и в образе жизни, и на уровне внешних форм культуры, и на уровне сознания. И в отличие от всего мира у нас теперь слишком много совсем не читающих людей с высшим образованием.
У нас же есть регионы промышленно развитые, где проживает вполне обеспеченное население и выделяются сравнительно большие деньги на культуру, и есть регионы депрессивные, где у людей, особенно у образованных, как правило, нет денег покупать книги и нет поблизости хороших книжных магазинов, а у властей нет ресурсов поддерживать в мало-мальски приличном виде даже имеющиеся библиотеки. Поэтому и проблемы с чтением в разных регионах - разные, и решаться они должны по-разному. В нашем чрезвычайно сложно организованном обществе существуют островки постиндустриализма и обширные поля почти патриархальной культуры. Каждая социальная группа в каждом населенном пункте - Москве, Твери, маленьком городе Торжке в Тверской области, селе в Торжокском районе - существует в своей собственной информационной и социокультурной среде. При том, что везде всё разное – люди, сознание, проблемы, желания, возможности, везде есть знатоки чтения, есть активно читающие люди, есть читающие от случая к случаю и не читающие совсем – различны лишь их количественные соотношения.
Не читающий классику молодой богатый экономист-москвич – это одна проблема. Не имеющий доступа к современной популярной литературе по экономике бедный учитель географии в селе – совсем другая проблема. В первом случае надо объяснять, что не читать – стыдно, глупо, немодно, непрестижно. Во втором - надо сделать так, чтобы для этого учителя книги покупала районная библиотека и чтобы районные власти ей для этого начали давать деньги. Для этого и с ними и с региональными администрациями надо проводить соответствующую работу. Чем беднее населённый пункт, тем богаче должна быть в нём публичная библиотека.
Вот почему в Национальной программе поддержки и развития чтения в России делается особый акцент на то, что все мероприятия программы должны иметь чётко выраженный адресный характер. Важно, чтобы в процессе реализации Программы всё в ней продумывалось не для абстрактного среднестатистического россиянина, поскольку его в природе не существует, а для конкретных групп населения и конкретных групп читателей с их непохожими запросами, предпочтениями и различающимися доходами.
Национальная программа поддержки и развития чтения в России намного сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы
Необходимо уяснить, что проблемы чтения в России - это не проблема чтения исключительно книг и не проблема чтения только художественной литературы. Не только книги и не только художественная литература, но ещё и периодические издания по науке и технике, экономике, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, истории и философии расширяют представления о мире и происходящих в нём процессах, позволяют человеку верно понимать окружающую действительность и легко ориентироваться в ней, открывают ему новые пути для успешной самореализации. Через чтение всего этого, в том числе чтение электронных книг и чтение в Интернете, люди должны осваивать все социально необходимые знания, а не только приобщаться к художественному слову, к возвышенному и прекрасному, хотя это всегда было и останется чрезвычайно важным.
Мы живем в мире, где много новых опасностей и угроз - и каждому человеку в отдельности, и народу в целом, и всему человечеству. Но есть и много новых возможностей. России предстоит развиваться, сохраняя себя в высоко конкурентной среде в условиях глобализации. Для этого надо, чтобы всё население страны имело сравнительно высокий уровень не только формального специального образования, но и общекультурной компетентности – достаточный для успешной адаптации в постоянно усложняющейся реальности. Наша страна впервые в своей истории живет без тотальной цензуры, открытая всем влияниям и с Запада и с Востока. Собственная история больше не является «тайной за семью печатями». В этом новом информационном пространстве, до предела насыщенном многочисленными разнообразными теориями и идеями, которые наше общественное сознание не перерабатывало и не осваивало шаг за шагом на протяжении двух веков, каждому из нас ориентироваться невероятно трудно. На нас ведь всё свалилось сразу. Если не читать много и постоянно, освоить всю эту сложнейшую материю невозможно.
Человечество вошло в фазу построения глобального информационного общества, прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, качеством самой информации и степенью её освоенности всем обществом. Вот, например, финансовый сектор. Раньше он не имел для нас почти никакого значения. Отнесли деньги в сберкассу - и всё. А сейчас и руководителю организации, и бизнесмену и частному лицу надо сто раз подумать, как сберечь результаты своего тяжёлого труда, а тем более – приумножить, куда вкладывать деньги, как их хранить, какой банк надёжный, какой нет, какой надо при этом заключать договор и т. д. Надо знать, что такое ипотека, акции, облигации, дивиденды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, рынок ценных бумаг, понимать, от чего всё это зависит. Хорошо разбираться в этом, как того требует сегодняшняя жизнь, можно только в одном случае - если обо всём этом постоянно читать, а не доверять чьим-то рассказам и слухам.
Чтение – это освоение письменной информации, именно такое базовое определение чтения принято в Национальной программе, а письменная информация - это наиболее надёжная, выверенная информация, к ней можно многократно возвращаться. Именно в книгах, журналах и газетах адресно, основательно и подробно описывается реальность, не знакомая человеку из его повседневной жизни, сохраняется, накапливается и осмысляется опыт поколений, исторический опыт России и других стран. Там описаны и ошибки и успехи преобразований жизни к лучшему. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях – и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.
Национальная Программа как стержень региональных программ и программ общественных организаций и бизнеса
Концепция реализации Национальной программы поддержки и развития чтения подразумевает разработку на её основе соответствующих региональных программ, учитывающих местную специфику, также как и программ заинтересованных общественных организаций (таких, как Российский книжный союз, Российская библиотечная ассоциация, союзы писателей, журналистов, ассоциации вузов и других), которые должны и могут внести свой неповторимый вклад в решение крупной общенациональной задачи исходя из собственных возможностей и собственного видения.
Мы убеждены в том, что реализация Программы изменит и в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре как к чему-то второстепенному и приведёт к повышению интеллектуального потенциала нации, поможет в решении жизненно важных проблем.
Участие МЦБС в разработке Национальной программы
По договорённости с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества приступил к работе над Программой в апреле 2006 года. В результате изучения и анализа российской и зарубежной литературы по проблемам чтения и его поддержки, в ходе многочисленных консультаций и дискуссий со специалистами библиотек, издательств, предприятий книжной торговли, учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, органов управления, писателями и другими заинтересованными лицами Рабочая группа МЦБС пришла к следующему выводу.
Почти в каждой работе, почти каждым из опрошенных ею экспертов проблема чтения рассматривалась, как правило, лишь под каким-то одним углом зрения, в рамках той или иной научной дисциплины или профессии, отчего и само видение проблемы поддержки и развития чтения, и её оценка, и предлагаемые пути решения страдали фрагментарностью и неполнотой. Практически отсутствовали работы, где рассмотрение этой проблемы носило бы системный междисциплинарный характер. Между тем почти все эксперты полностью отдавали себе отчёт и соглашались в том, что проблема носит комплексный, разнонаправленный, многоаспектный и многоуровневый характер, и её масштаб, содержание, острота и специфика в каждой стране и в каждый период времени порождаются целым комплексом экономических, политических и социо-культурных факторов.
Поэтому Рабочая группа МЦБС приняла решение начать рассматривать проблему чтения в России не изолированно, а в широком социокультурном контексте. Поскольку чтение есть прежде всего технология освоения письменной информации, проблемы чтения должны рассматриваться прежде всего в контексте развития информационного пространства в России как обществе переходного периода, в свете необходимости обеспечения доступности для граждан страны информации и знаний, необходимых для повышения их общекультурной компетентности, социокультурной адаптации, и вследствие этого - повышения конкурентоспособности всей страны в глобальных процессах.
Такой подход к разработке концепции позволил интегрировать различные взгляды на проблему, осуществить комплексную диагностику существующего положения дел, выявить проблемные зоны в сфере чтения, сформулировать проблемную ситуацию, рабочую гипотезу, определить предмет, цели, задачи, основные направления поиска путей решения проблем и на этой основе определить основные разделы концепции Национальной программы поддержки и развития чтения.
Проект Концепции Национальной программы поддержки и развития чтения, разработанный МЦБС по заказу НИЦ «Экономика» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, был представлен в июле 2006 года. После того, как Концепция была согласована, на её основе началась разработка самой Программы.
В середине октября 2006 года проект Программы, разработанный Рабочей группой МЦБС, был представлен в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Весь 2006 год, по заказу Российского книжного союза, «параллельную» разработку Национальной программы вело ООО «Стратегика» - одно из ведущих в стране консалтинговых агентств. На заключительном этапе, в середине ноября 2006 года, руководством Роспечати и РКС было принято решение об объединении на основе Концепции МЦБС усилий и текстов проектов Программы, подготовленных обеими рабочими группами.
Текст Национальной программы поддержки и развития чтения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
Рекомендации разработаны Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Федерального агентства по культуре и кинематографии.
В Рекомендациях рассматриваются специфика и методы работы детских библиотек в контексте целей и задач Национальной программы поддержки и развития чтения.
В Рекомендациях охватывается широкий круг вопросов, которые связаны с обучением эффективному чтению, повышением уровня читательской компетентности членов российского общества. Они составлены на основе обобщения теоретических и прекладных разработок, результатов эксперименов, осуществляемых отечественными специалистами в области социальных наук, образования, библиотечного дела.
В Рекомендациях представлены два основных направления работы, связанной с повышением уровня читательской и общекультурной компетентности членов российского общества. Во-первых, предлагаются способы использования СМИ для продвижения Программы. Во-вторых, рассматриваются ее возможности с точки зрения приобщения широкой аудитории к чтению и пониманию текстов современной медиакультуры.
В Рекомендациях по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения содержатся предложения по осуществлению общего анализа проблемной ситуации в этой сфере. Предлагаются методы, способы и средства, позволяющие на региональном уровне усилить имеющийся потенциал и систематическим образом объединить слабо связанные между собой ресурсы в единое социокультурное пространство чтения, в рамках которого возможно осуществление рациональной региональной политики поддержания и развития чтения.
В Рекомендациях по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне предлагаются методы формирования связей и партнерских отношений библиотек, упорядочения окружающей их внешней среды, описываются технологии организации общественности для участия в реализации программы.
В сборнике представлены текст Национальной программы поддержки и развития чтения, а также методологические и методические материалы, разработанные в помощь инициаторам локальных программ и проектов в сфере поддержки и развития чтения.