Итоговый документ II Всероссийской конференции «Сохранение электронной информации в России»
Итоговый документ
Второй всероссийской научно-практической конференции
«Сохранение электронной информации в России»
Москва, 5−6 декабря 2013 года
Электронные документы становятся главным источником информации и знаний, а электронные коммуникации – основной средой взаимодействия в различных областях жизнедеятельности.
В то же время, сфера долговременного сохранения электронной информации в России все еще характеризуется несформированностью философии, политики, нормативной правовой базы, методологии и инфраструктуры. Описание проблемной ситуации и выводы, содержащиеся в документе «Сохранение электронной информации в России: призыв к действию», принятом первой Всероссийской конференцией «Сохранение электронной информации в России» (Москва, 24−25 мая 2012 года), не потеряли своей актуальности.
Одной из важнейших мер развития этой сферы является разработка системы подготовки и повышения квалификации кадров, призванных профессионально заниматься исследованием проблем долговременного сохранения электронной информации и соответствующей практической деятельностью.
Необходимость создания такой системы подготовки и переподготовки кадров выделяется как ключевая в документах наиболее значимых международных конференций последних лет: в Московской декларации о сохранении цифровой информации, принятой на Международной конференции «Сохранение электронной информации в информационном обществе: проблемы и перспективы» (Москва, 3–5 октября 2011 г.); в итоговом документе Международной конференции «Память мира в эпоху цифровых технологий: сохранение информации» (Ванкувер, Канада, 26 – 28 сентября 2012 г.), а также в итоговом документе Всероссийской конференции «Сохранение электронного контента в России и за рубежом», получившем название «Сохранение электронной информации в России: призыв к действию» (Москва, 24–25 мая 2012 г.).
Выявление и обсуждение комплекса вопросов, связанных с подготовкой кадров в сфере долговременного сохранения электронной информации, стало одной из главных тем Второй всероссийской научно-практической конференции «Сохранение электронной информации в России», которая состоялась 5−6 декабря 2013 года в Москве.
Конференция была организована Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В ее работе приняли участие около 150 руководителей и специалистов ведущих российских учреждений и организаций культуры, образования, науки, информационных технологий и профессиональной печати, а также органов государственного управления.
Выступления и обсуждения на конференции были посвящены различным аспектам проблемы обеспечения долгосрочной сохранности электронной информации и предоставления доступа к ней.
Под электронной информацией понимается все многообразие материалов, как созданных в цифровом виде (электронные документы и электронные издания, отраслевые, функциональные, производственные базы данных, интернет-ресурсы и т.п.), так и полученных различными методами оцифровки (цифровые образы бумажных документов, рукописных и печатных изданий, архивных материалов, предметов и объектов культурно-исторического наследия, аудиовизуальных документов и т. п.). Под сохранением электронной информации участники конференции понимают процесс отбора материалов, комплектование ими библиотек, архивов, музеев и других организаций, обеспечение их долговременного (постоянного/вечного) хранения с возможностью доступа к ним в форме, удобной для восприятия человеком.
Теме подготовки кадров для обеспечения процессов долговременного сохранения электронной информации в библиотеках, музеях и архивах в рамках конференции были посвящены дискуссионная площадка и специальный круглый стол. Таким образом, на конференции был запущен процесс размышлений о том, как начать готовить таких специалистов.
Участники конференции пришли к согласию в отношении того, что:
- Основная причина отсутствия в России системы сохранения электронной информации, которое ведет к утратам ценного цифрового контента, состоит в недостаточном осознании актуальности, масштабов и сложности этой проблемы, как на политическом, управленческом и институциональном уровнях, так и на уровне широкой общественности.
- Отсутствие предпосылок для должной организации процессов сохранения электронной информации на всех уровнях выражается в отсутствии достаточного количества специалистов, способных запустить, поддерживать и развивать необходимые технологические процессы и управление ими.
- Развертывание усилий по созданию системы сохранения электронной информации в России требует внесения поправок в действующее законодательство РФ, которое в его нынешнем виде препятствует выполнению этой задачи. Сохранение национальных электронных ресурсов должно происходить с привлечением системы обязательного экземпляра документов с внесением соответствующих изменений в федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Необходимо предусмотреть соответствующие изменения для легитимизации неисключительных прав третьей стороны по сохранению и обеспечению доступа в некоммерческих целях к электронному контенту, представляющему общественный интерес.
- Положения, выводы и предложения, содержащиеся в Московской декларации о сохранении цифровой информации и в итоговом документе первой Всероссийской конференции «Сохранение электронной информации в России: призыв к действию» полностью сохраняют свою актуальность. Эти документы должны стать основой для деятельности по формированию политики, стратегии и практики в этой сфере как на уровне государства, так и на уровне институтов.
- Разработка научно обоснованного плана действий по данному направлению должна основываться на выявлении правовых, организационных, экономических, кадровых и других факторов, препятствующих созданию и функционированию системы сохранения цифрового наследия и обеспечения к нему доступа широкого круга пользователей в долгосрочной перспективе.
- Библиотеки, музеи и архивы являются важной частью потенциальной инфраструктуры системы сохранения цифрового наследия страны. Необходимо определить меры ответственности институтов памяти за обеспечение сохранности создаваемого и хранимого ими электронного контента и доступа к нему, а также наделение их четко разграниченными полномочиями по сбору и сохранению электронной информации, создаваемой другими структурами и представляющей общественный интерес.
- Исследовательская работа по направлениям комплектования, сохранности и предоставления доступа к электронной информации должна сопровождаться разработкой и внедрением образовательных и просветительских программ разного уровня и для различных целевых групп.
- Принципиальное значение приобретает подготовка специалистов в области информационных технологий, которые будут работать в социокультурной сфере. Такая подготовка должна сочетать формирование компетенций технологического и культурологического характера с тем, чтобы выпускники могли работать со всеми видами исторического, культурного и природного наследия, свободно ориентироваться и успешно реализовываться в условиях жесткой конкуренции как на российском, так и на международном рынках труда.
Исходя из вышесказанного и опираясь на положения указанных выше документов, в дополнение к изложенным в них предложениям, участники обращаются со следующими предложениями:
к Правительству Российской Федерации – поручить федеральным органам исполнительной власти и рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации:
- Разработать правовые, организационные и технологические основы сбора и долговременного сохранения электронной информации, имеющей государственное и общественное значение, включая научные исследования и разработки, мониторинг технологий, создание цифровых хранилищ и подготовку квалифицированных кадров.
- Определить обязательные меры по обеспечению долговременной сохранности и доступности контента и функциональности электронных ресурсов (цифровых библиотек, архивов, порталов, сайтов и др.), создаваемых за государственный счет.
к Министерству культуры Российской Федерации:
- Рассмотреть вопрос о распределении ответственности между российскими библиотеками, музеями и архивами по сбору и сохранению электронного контента на долгосрочную перспективу, в том числе на основе системы обязательного экземпляра.
- Предпринять меры по созданию инфраструктуры долговременного сохранения цифрового наследия, включающей в качестве важного компонента разработку и внедрение образовательных и просветительских программ в сфере сбора и сохранения электронной информации:
- для руководителей органов власти, учреждений и организаций сфер культуры, образования, науки и информации;
- для студентов вузов, готовящих специалистов для институтов памяти и специалистов в области информационных технологий;
- для переподготовки и повышения квалификации сотрудников институтов памяти и специалистов в области информационных технологий;
- для работников институтов памяти;
- для широкой общественности.
- Начать взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации по организации целенаправленной подготовки специалистов в области информационных технологий, которые будут работать в сфере культуры, в том числе по направлению сохранения электронной информации.
к Федеральному Собранию Российской Федерации:
- Внести поправки в 4-ю часть Гражданского Кодекса РФ, которые разрешали бы агрегацию, процедуры сохранения и повторное распространение ранее опубликованной в интернете информации в некоммерческих целях без разрешения правообладателей и выплат им вознаграждения, предусмотрев возможность ограничения распространения в случаях, когда это прямо запрещено правообладателями.
к образовательным организациям и институтам повышения квалификации и подготовки кадров для институтов памяти:
- Разрабатывать, апробировать и распространять модельные образовательные программы, посвященные теме долговременного сохранения цифрового наследия.
- Разрабатывать и реализовывать курсы подготовки преподавателей для повышения квалификации специалистов институтов памяти по различным аспектам и направлениям создания, сбора, обработки и сохранения электронной информации.
к образовательным организациям, занимающимся подготовкой кадров для сферы информационных технологий:
- Создать специализированные магистерские программы и учебно-методические комплексы по применению информационных технологий в социокультурной сфере.
- Начать подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в области применения информационных технологий в социокультурной сфере, способных развивать как теоретические, так и практические аспекты данного направления, в том числе в области сохранения электронной информации.
- Проводить научные исследования и реализовывать конкретные проекты в области сохранения электронной информации в сотрудничестве с органами управления федерального, регионального и муниципального уровня, ведущими учреждениями культуры и другими профильными организациями.
Скачать - [1,47 мб]
Все документы